“Взлетая Взлетых”, “The Halmas” и другие
Андрей Шмаков
Четыре-пять месяцев в году (я имею в виду группу "Не ждали") вместе. А остальное время? Чем занимаются, чем живут музыканты этой группы в промежутках между гастрольными турами? И вообще, возьмем-ка каждого из них по отдельности - что он из себя представляет? На все вопросы любезно согласился ответить непосредственный участник легендарной команды - Вадим Веэремаа.
Итак...
Олег Давидович
родился 25 июля 1964 года
Путь Олега в музыканты начался, как это частенько случается, со школы: там он собрал свою первую группу "Дагадуше", которая оставила после себя магнитоальбом "Я - наркоман". Окончив школу, Олег поступил в техникум, где, естественно, тоже не остался в стороне от музыкальной жизни, играя сразу в двух командах: "Резонанс" и "Infection". И вот Давидка (как его по-братски кличут коллеги) призван в славные ряды Советской Армии. Родина доверила ему грозное оружие - танк. Вскоре к танку добавилась игра в духовом оркестре, одновременно деятельный Олег сдал на права по вождению машин для рытья дорожных котлованов. Впрочем, и гитару этот танкист-тубист не забывал: организовал ВИД "Лира", где исполнял свои песни, в общем, в армии ему скучать не приходилось. Прошло два года службы, Олег" снова Таллинне: играл в канувшей в Лету группе перестроечных времен "Рок-слесарь", пощипыпывал струны в ресторане "Палас"...
Поступив на работу на завод инженером, он познакомился там с Вадимом "Багуком". который и затащил его через некоторое время в театр - делать музыку. Там-то Олег и стал одним из "Не ждали". Уже играя в "Не ждали", Давидка параллельно помогал в записи и играл с небезызвестным Трэксоном (как, впрочем, и все "неждальщики"). Так, одно время Трэксон выступал с проектом "Подорожники", который состоял из тех же "неждальщиков": Илья Комаров - бас, Олег Давидович - гитара, Виталий Радчиц -ударные. Известен Олег и своим участием в нашумевшем таллиннском проекте "Взлетая Взлетых" (о котором речь пойдёт чуть позже), можно вспомнить и группу "Buster Rocket", в которой он играл вместе с таллиннским рок-а-бильщиком Гариком.
Однако на этом достоинства вездесущего Олега отнюдь не исчерпываются - он вообще мастер на все руки: делает и ремонтирует гитары и комбики, колонки и еще черт знает что, неплохой звукооператор, а случись какая поломка в автобусе, на котором "неждальщики" колесят по просторам Европы, - тут без Олега, ну, просто никак не обойтись: по-колупается да и создаст из подручных материалов необходимую запчасть, поднатужится, да заменит коробку передач на ходу - чудеса, да и только) Короче, без Давидки группа как без рук (а иногда, как без ног, простите, за неуклюжий каламбурчик). Все по техчасти висит на нем.
Илья Комаров, он же Илюха
родился 10 декабря 1965 года
Музыкальная карьера Ильи начиналась в группе "Динамит", затем была "Частная практика", где он играл вместе с другим будущим "неждальщикам" - Битти (в миру Виктор Битловский). Что они играли? Вы помните песню "Конкистадоры" с альбома "Не ждали" "Ще-е-е", вот она-то и дает некоторое представление о стиле "Частной практики". Уже работая с 'Не ждали", Илья (проживающий сейчас в Люцерне), создал группу из двух человек - "Les Halmas", куда входит собственно он сам (бас-гитара, аккордеон) и его жена Беатриче (сценический псевдоним Трикса) - ударные. "Нарезают" они в направлении, близком к арт-року. Этот семейный дуэт гастролирует в свободное от "Не ждали" время, в основном выступая в Европе и в России (пару раз играли и в Эстонии). В 1994 Les Halmas " на швейцарском конкурсе "альтернативной" музыки отхватили немалый денежный приз. Эти деньги Илья вложил в хорошее дело: создал свою студию в Люцерне, на которой планирует записать материал для компакт-диска. Народный умелец Давидка вернул к жизни купленный для нужд студии древний студийный магнитофон - на таких еще "Лед Зеппелин" записывались. Сами видите - Илья парень инициативный, живет по принципу "Нет ничего такого, чего я бы не смог". "Он сделает - мы расхлебываем", - шутит Вадик Веремаа.
Немного о последнем увлечении Ильи. В преддверии дня рождения своего любимого басиста "неждальщики" перед концертом бродили по улицам австрийского городка Лендз в поисках коллективного подарка. Вспомнив восторженные рассказы Илюхи о прелестях горнолыжного спорта, друзья после некоторых раздумий решили сделать ему приятный сюрприз - купили хорошие горнолыжные очки. Купили-то скорее прикола ради, ибо сам Илюха с горных круч не сигал, ограничиваясь лишь восторгами, однако на концерте в день рождения они с удивлением узнали, что жена Ильи и его друзья (видать, тоже изрядно наслушавшись его рассказов о прелестях гор) прикола ради купили ему лыжный костюм и лыжу "сноубординг". Бывают же совпадения... Что ж, спорт - полезная штука.
Леонид Сойбельман
родился 20 июля 1967 года
Леня вместе с Ильей учился в 26-й школе, там же и собрали свою первую группу "Динамит" (поговаривают, что где-то в бездонных архивах Эстонского телевидения похоронен отснятый материал об этой группе). До армии Леня успел попробовать свои силы в музыке для театра. Попав в вооруженные силы (а служба проходила в городе Советске), занятий музыкой отнюдь не забросил: играл в духовом оркестре на альте, там же сколотил группу, где играл на гитаре и пел. В основном группа эта занималась обслуживанием местных праздников (в число которых, разумеется, входили свадьбы и дни рождения офицерского состава). Пока Леня "тянул лямку" в армии, в Таллинне у него родилась дочь, и, демобилизовавшись, молодой папаша занялся ее воспитанием и активными поисками своего места под солнцем. "Зав. муз." Русского драмтеатра высоко оценил Ленькины таланты и пригласил его поработать в театре, где спустя четыре месяца ребята и организовали нечто под названием "Не ждали". Уже работая в театре, Ленька решил повысить свой музыкальный уровень и поступил в училище им. Георга Отса (там же учился и Илья - на контрабасе), но поскольку пришлось буквально разрываться между группой и училищем, ребята были вынуждены училище бросить (впрочем, это вое равно был полезный опыт). В этот период Леня познакомился с цыганским ансамблем и его пригласили поработать гитаристом. С цыганским хором Леня объездил всю Эстонию побывал в Финляндии на фестивале цыганских коллективов.
В конце 1990 года Леонид вместе с семьей эмигрировал в Израиль. Сразу же в разного рода музыкальных изданиях поползли слухи о распаде "Не ждали". Да не тут-то было, группа не развалилась, а Леня недолго пожил на земле обетованной и в связи с интенсивной гастрольной деятельностью группы переехал жить поближе к Эстонии - в Женеву.
Гастролируя по Европе, "неждальщики' время от времени перевоплощались в фольк-группу "Ivan fon Shcredliche" (можно перевести как "Иван Грозный") и исполняли весьма аппетитную для западного уха смесь еврейских, русских народных и советских песен. Это воодушевило неугомонного Леонида на создание проекта "Juliki" - десяток швейцарских "мальчиков" и "девочек" из консерватории под чутким Лениным руководством исполняли русско-балканско-еврейско-цыганский фольклор. Кстати, вышел компакт-диск, вещи с которого звучали и по нашенскому "Радио-100". В 1995 году предполагались гастроли "Жуликов" по Италии... но в тесной связи с некоторыми жизненными обстоятельствами Леонид вынужден был переехать на место жительства в город Берлин. Дальнейшая судьба "Жуликов* пока неизвестна, но ими явно заинтересовались японцы.
Помимо всего этого Леня участвовал в бесчисленном количестве разных проектов, зачастую "одноразовых", к примеру, их с Ильей дуэт "Плих и Плюх". Ребятам предложили подхалтурить, выступив на фестивале русского кино в Швейцарии, что они и сделали, порадовав гостей фестиваля разухабистыми русскими песнями.
Со временем любому талантливому музыканту хочется расширить рамки творческого самовыражения, и как-то Леня решил поработать в современном французском театре. Уже имея определенный опыт в этой области (Русский драмтеатр), он вошел в троицу - композитор (Леня), режиссер и художник-декоратор. Это было очень полезно и очень интересно.
Леня - безусловно одаренный гитарист, великолепный импровизатор. Пытаясь коротко охарактеризовать его стиль игры, Вадик Вэеремав выдал довольно интересную фразу: "аритмия струн".
Леонид Сойбельман не коллекционирует марки, не собирает спичечные этикетки или игрушечные автомобильчики - в его досуге нет места ничему подобному. По словам друзей, у него два основных увлечения: в свободное от занятий народной музыкой аремя он игрмт о "Не ждали", в свободное от "Не ждали" время - движется в фольклорной струе.
Газета “Эстония” 24 января 1996г. N 19 (Продолжение следует)
Виктор Битловский
он же Битти, он же в узком кругу
просто "Бетон".
Родился 17 декабря 1962 года.
Еще в школе овладев навыками игры на гитаре (которая, кстати, так и не стала его основным инструментом), Битти ринулся делиться приобретенным опытом со своими младшими одношкольниками - Ленькой и Ильей. Сам "Бетон" в ту пору поигрывал в команде под названием "№ 4-55", а Илья и Леня собрали группу "Динамит" (столь часто упоминаемый "Динамит" явился настоящей кузницей рок-н-ролльных кадров: например, после того, как группу покинули будущие "неждальщики", в ней еще долго оттачивал свое мастерство Вадим "Борисыч" - впоследствии басист панк-арт-группы "Гадский папа").
Однако вернемся к Битти. После школы последовал пятилетний перерыв в музыкальных делах - Битти занимался дальнейшим образованием. Затем группа "Частная практика", где он играл в компании с "младшим одношкольником" Ильей. Оттуда-то эта сладкая парочка и перекочевала в театр. Уже играя с "Не ждали", так сказать, без отрыва от производства, Битти организовал проект "Петя и Волк" - исполняемое ребятами совершенно не соответствовало духу одноименного произведения Прокофьева. Впоследствии "Петя" ушел работать в сферу бизнеса, а вот в душе "Волка", то бишь Битти. не угасла страсть ко всяким там проектам, и по прошествии, нескольких лет он стал одним из инициаторов создания группы "Взлетая Взлетых". Основную массу этого новообразования составили сами "неждальщики"; Вася - ударные, Давидка - гитара, Битти - вокал, а вот на басу играл известный по Таллинну звукооператор Игорь Волк. Несколько позже не для всех понятное название "Взлетая Взлетых" трансформировалось в еще менее понятное, но легко читаемое и произносимое "ВВХ" (бэбэикс).
По образованию Битти -экономист, а по жизни -убежденный эстет, к тому же старающийся распланировать свою жизнь как минимум на десять лет вперед. "Завтра должно быть определено", - считает Виктор, и не дай Бог, если произойдет какое-либо отклонение от графика: для Виктора это может обернуться или несчастным случаем, или глубокой душевной травмой.
В чем проявляется эстетство Битти? Ну, к примеру, в его любимом хобби -составлять "миксы" (музыкальные сборники) на кассетах. Относится он к этому предельно серьезно, для него это не менее важно, чем, например, репетиция или концерт. Еще он тончайший ценитель пива - привез как-то жене с гастролей в подарок вина и пива много разных сортов, однако не удержался и все выпил сам. Вот это-то изощренное эстетство, а также ярко выраженная водевильная внешность и позволяют Битти хорошо "преподнести" себя зрителю. А еще он классно поёт рок-н-роллы.
Виталий Редчиц (он же Вася)
родился 22 декабря 1964 года.
Музыкальная, деятельность Васи началась на заре 80-х - в панк-группе "P.S.". Затем последовал период игры по ресторанам, в середине 80-х Вася кочевал из группы в группу - "Хрустальный мальчик", "Розовый Слон", "Эверест", "Рок-слесарь", ВИА "Встреча" (естественно, ныне эти названия уже никому ничего не говорят). 1986 год ознаменовался игрой на танцах в клубе строителей, и вот, наконец, "Не ждали" и театр. Уже в период работы с "Не ждали" Вася играл в многочисленных проектах Трэксона, подыгрывал на записях группы "СХАК", участвовал в проекте "ВВХ", о котором уже не раз упоминалось, и великом множестве других проектов. Что и говорить -солидный послужной список.
- Виталий Редчиц - крутой барабанщик, всех восхищает его мастерство, но далеко не все знают, что его заковыристая игра зачастую не что иное, как вынужденная импровизация. Доставляя эстетическое наслаждение публике, он в то же время создает своим коллегам неописуемые муки творчества; они все пытаются попасть в такт, но для Виталия, наверное, вся песня - один большущий такт, - смеется Вадик Вэеремаа; - он у нас по жизни импровизатор... и почему-то на концертах всегда смотрит влeвo. Чтo, oн там видит - не знаю, сколько раз сам ни смотрел, ничего примечательного в левом углу не заметил... Барабаны меняет как перчатки; и что меня особенно раздражает - на каждом концерте ломает барабанные палочки. А если б я каждый концерт свою трубу ломал? (Шутка). Но вообще-то, он очень даже неплохой парень, как-то поиграли без него - честно скажу: скучновато стало.
Виталий Редчиц по образованию - техник, по жизни - перегруженный отец семейства. Неустанная забота о прокорме семьи и о подрастающих дочках сделала из него специалиста широкого профиля по технике выживания в условиях "дикого" капитализма. О Васе с уверенностью можно сказать: "Вот человек, умеющий всем и всеми пользоваться". Согласитесь, это очень современная и очень положительная черта характера.
Газета “Эстония” 31 января 1996г. (Окончание следует).
Вадим Веэремаа - “Багук”
родился 16 февраля 1960 года.
(Вот какой образ сложился в результате опроса его друзей и близких, а также на основе моих личных наблюдений).
За плечами старейшего “неждальщика” - детская музыкальная школа, затем десять лет он прилежно напрягал щёки в духовом оркестре, после чего последовали пять лет домашней самодеятельности, три лучших! - года отданы театру, девять лет - группе “Не Ждали”. В каких же проектах Вадик был задействован ещё? В 1991 году он и Олег Давидович с группой “Нассъ” ездили выступать на фестиваль “Сырок” (вообще-то Вадим неоднократно участвовал в концертах этого коллектива). В 1992 году продюсировал запись трёх песен группы “СХАК”. Позднее, в 1994-м, работал в студии над записями групп “New Riot”, “Ferrum”, “Overdrive” и других, уже около трёх лет играет на концертах с группой психоделического рока “Ла-Мафафа”, иногда сотрудничает с молодой командой “Акустическое Кодирование” - как видите “Багук” не прочь “поджемовать”. По образованию Вадим - инженер электронной техники, разработчик металло-программных продуктов (кафедра физической химии). Такая серьёзная профессия не могла не наложить отпечаток на его внешность: в кругах нетрадиционной музыки к Вадиму прилепилось прозвище “Профессор”.
Он действительно чем-то смахивает на чудаковатого провинциального профессора из старых советских кинофильмов, однако за кажущейся мягкостью и рассеянностью скрываются практичный ум и резкий характер, а под покровом псевдосолидности пульсирует готовое вот-вот вырваться наружу здоровое безумие рок-музыканта. “Ваш трубач просто сумасшедший !” - приходится “неждальщикам” часто слышать от зрителей, морально не подготовленных к поведению Вадика на сцене. На вопрос, какова его роль в группе помимо игры на трубе, “Багук”, немного пожевав свою бороду, ответил так: “Если Лёня руководитель, то я - “ногопинатель”, по крайней мере, был им в на первом этапе. (“Ногопинатель, по словам Вадима, это человек, выполняющий в группе воспитательные функции). Сейчас я состою на почётной должности старосты группы”, - добавил он.
Желая немного очеловечить получившийся уж больно суровым “портрет” Вадима, его жена добавила: “В душе-то он человек добрый, что ни попросят - всё сделает”.
Тут в двери громко и требовательно позвонили и на пороге возник ни кто иной, как одетый по зимнему Битти. На мою просьбу дать краткую характеристику “Багуку”, он, ухмыляясь, ответил: “Вадим? Да это старый негодяй!” (Сами понимаете, в узком кругу друзей подобные характеристики сродни хорошему комплименту).
Мой последний вопрос Вадиму Веэремаа был таков:
“Гастрольные “тропы” вашей группы “пролегают” в основном через молодёжные клубы. Как строится клубная работа “там” и в чём её отличие от нашей?
Да, поскольку мы исполняем музыку “альтернативного” характера, приходится много играть по клубам. Естественно, мы общаемся с их хозяевами, узнаём о каких-то проблемах.
Клубы в основном живут на дотации, то есть дотируются гонорары, ночлег и еда для артистов, организаторам же деньги идут с продажи билетов, в пабах это, разумеется, ещё и “пивные” деньги, кстати, пабы тоже частично спонсируются.
Основная задача организаторов - поиск новых спонсоров, новых дотаций. Помощь может исходить как от богатых меценатов, так и от различных культурных фондов, иногда частные пожертвования превышают государственные. На Западе это единственный способ существования клубов. Замечу, спонсорские деньги идут на оплату “привозных” групп, местные играют за небольшие деньги от клуба. Ну, у нас... Рассмотрим ситуацию хотя бы на примере клуба “Марк-Бэлл”: постоянные неразрешимые проблемы с аппаратом, проблема с местом... По-моему, тут сказывается отсутствие хорошего продюсера, который сумел бы наладить финансовые дела, умел бы красиво организовывать и проводить концерты, привлекая народ и средства массовой информации. Кстати, во многих западных клубах организаторы занимаются всем этим совершенно бескорыстно, в свободное от основной работы время. А здесь, в Эстонии не хватает культуры “раскручивания”, особенно в русскоязычной среде. По моим наблюдениям, на концерты местных команд ходит очень ограниченный контингент, много примелькавшихся лиц - основная масса не склонна выражаться вслух. Может, ситуация когда-нибудь изменится - повысится уровень жизни, повысится уровень рок-культуры и людской заинтересованности.
Есть ли, на данный момент, какие-либо спонсоры у “Не Ждали” ?
За все время существования группы мы никогда не пользовались никакими культурными фондами и не имели спонсоров, за исключением одного случая - спасибо Саше Лихтину за то, что когда-то частично оплатил работу в студии (кстати, сделанная тогда запись так и не увидела свет). Вот такие мы независимые - при этом Вадим многозначительно посмотрел на часы и побежал к своему компьютеру - как он выразился “гнать нетленку”.
Газета “Эстония” 7 февраля 1996г.