ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ЖДАЛИ
Благодаря передачам Центрального телевидения, радиостанций Би-би-си и “Свобода”, а также статьям Ивана Макарова группа “Не ждали” обрела заслуженную известность. Одним только фактом своего существования она подтвердила гносеологический закон о практике как критерии истины, что дает основания снять вопрос, существует ли русский рок в Эстонии.
Закономерно также появление этого субъекта культуры именно в 80-е годы, когда, как и сто лет тому назад, в стране вновь сложилась революционная ситуация. От искусства ждут отражения животрепещущей действительности, к тому же насыщенного острым критицизмом в ее адрес. Поэтому не случайно могут возникнуть ассоциации в связи с названием группы, навеянные образами, запечатленными на самом значительном полотне Ильи Репина 1888 года. Трагический эпизод возвращения революционера, надорванного продолжительной ссылкой, вызывает, как помнится, радость, изумление и испуг у его родных и близких. Так вот, не менее сложная гамма чувств рождается теперь у аудитории, присутствующей на выступлениях рок группы, избравшей подобное интригующее название.
Более чем десятилетний творческий путь участников группы “Не ждали” был наполнен не только поиском новых форм самовыражения, но и созданием элементарных условий для нормальной работы. В определенный момент необходимая поддержка была получена от Русского драматического театра в Таллинне, предоставившего группе кое-какую репетиционную базу, а отнюдь не от Центра молодежных инициатив, чья теперешняя активность вокруг “Не ждали” может породить неверные толкования.
Первым выступлением группы принято считать ее участие в концертах, посвященных 25-летию “Битлз”, 31 августа 1987 года, с репертуаром сугубо рок классического характера. Два месяца спустя в Таллинне была показана уже собственная программа, вызвавшая упомянутую - от изумления до испуга - гамму чувств. Естественно, и оценки были самые разные, и они сразу же нашли свое отражение в прессе, но все же наиболее глубокий и объективный анализ был дан позже в журнале РИО №5(22), на страницах которого его главный редактор Андрей Бурлака писал: “В музыке группы слышны отголоски гитарной логики Роберта Фриппа, атонального фанка американской “никакой волны”, полиритмических рисунков африканской перкуссии и деструктивной энергии панк-рока”. К тому же автор отмечал, что группа весьма эффективно смотрится на сцене благодаря своей парадоксальной пластике. Не остались незамеченными также оригинальные нюансы в аранжировках и своеобразие текстов, вполне созвучных критическому пафосу того, трехлетней давности, времени.
В мае 1988 года на вильнюсском международном фестивале “Рок-форум” “Не ждали” дала основание всесоюзной критике сделать заключение, что “появление группы такого класса - редкость на отечественной сцене”. Справедливости ради следует признать, что не вся публика присоединилась бы к этому мнению.
Реакция зала была противоречивой.
Зато в декабре 1988 года на всесоюзном фестивале “Сырок” в Москве, по сообщению журнала “Ур Лайт” (5.23), “Не ждали” признавалась “венцом фестиваля” и “открытием еще одной супергруппы”,
Да простит мне читатель, на сей раз последнюю, цитату, в которой содержится любопытная попытка описать словами эффект, произведенный выступлением этой таллиннской группы:
"И тут!!! Там-тарам-тарам-там-там - запульсировали африканские барабаны подсознания, зазвенели шаманские бубны контркультуры, и в объединенной кровеносной системе зала, ширясь и нарастая, забился гипнотический призывной ритм...
Да!.. Если остальные группы “Сырка” играли кто позавчерашнюю, кто вчерашнюю, кто - в лучшем случае - сегодняшнюю музыку, то “Не ждали” заглянули в послезавтра и показали нам оттуда кукиш. Действие этого кукиша было удивительно: обнявшись, сидели панки, хипы, мажоры и старпёры и в глазах их - возможно, впервые в жизни! - светилось подобие мысли. Как говорится, за это можно все отдать...”
К сожалению, мне не удалось побывать на “Сырке” и разделить восторг корреспондентов авторитетного издания, но с исполненной там программой “Белые яйца начинают и выигрывают” я знаком. Вдобавок признаюсь, что, находясь во власти субъективных ощущений, я не слишком сожалею о том, что группа редко появляется на таллиннской сцене. В последнее время ее участники Сойбельман, Битнер, Редчиц, Комаров, Давидович, Вээремаа и Недзвецкий вообще предпочитают пребывание за западными пределами республики. Но объяснение этому факту следует искать не в отсутствии у них особой любви “к родному пепелищу”, а в более прозаических обстоятельствах.
После недавнего возвращения с фестиваля современного искусства, проходившего в шотландском городе Глазго, лидер группы Леонид Сойбельман признал, что “там есть возможность давать концерты, выпускать пластинки и зарабатывать деньги, то есть нормальная жизнь. Но для того чтобы остаться там жить, этого еще недостаточно. Это вообще сложный вопрос, и для нас он не стоит.”
Во время этого последнего турне музыкантам довелось играть в одном концерте с “Коллежским асессором”, это было в Глазго. Потом они дали сольный концерт в Лондоне, а на материке, в Голландии на студии “ЭЙ-ДИ-ЭМ” записали свою пластинку “Носороги и другая жизнь” .
На вопрос, возможно ли здесь иметь такую же “нормальную жизнь”, Леонид заметил, что здесь многое связано “с массой унижений”. Да и общая атмосфера культурной жизни, особенно музыкальной, достаточно скучна и малоинтересна. Несмотря на это, все же были названы “интересные личности”: Валерий Третьяков, Пеэтер Волконски, а также Харди Вольмер.
Невзирая на длительные зарубежные поездки, как выяснилось, члены группы успевают следить не только за музыкальной жизнью в стране, но и за республиканской музыкальной прессой. Впрочем, по мнению Леонида, последняя “больше пишет о чем угодно, но только не о музыке”.
Очевидно, что не уровень прессы, конечно, вынуждает группу обрекать себя на добровольные периодические “высылки” в Западную Европу, где хотя бы временно можно воспользоваться возможностями для реализации ее творческих потенций.
Трудно сказать, как дальше сложится судьба группы. Похоже, музыканты не расположены присоединяться к известному “Мы ждем перемен”, а предпочитают сами их создавать. И кто знает, может, наступит такое, чего они сами никак НЕ ЖДАЛИ.
М.ЛИТВИНОВ.